Москва и Вашингтон согласовали основные параметры будущего договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Через семь лет после его вступления в силу каждая из сторон должна иметь от 1500 до 1675 ядерных боеголовок на 500-1100 носителях.
Таковы итоги московских переговоров президента США Барака Обамы и президента России Дмитрия Медведева.
«Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров, будут также согласованы положения относительно подсчета этих предельных уровней», — говорится в совместной декларации по итогам переговоров. По данным на январь 2009 года, российский стратегический потенциал включал 2865 ядерных боеголовок на 634 носителях.
Кроме того, Россия согласилась на то, чтобы дать разрешение на использование своего воздушного пространства для отправки американских военных грузов и войск в Афганистан. Соглашение, подписанное в понедельник, предусматривает около 4500 таких полетов ежегодно.
Проблема ПРО
Россия и США продолжат переговоры о возможном сотрудничестве в создании системы противоракетной обороны, говорится еще в одном документе, подписанном Обамой и Медведевым: Совместном заявлении России и США по вопросам ПРО.
Президенты «поручили экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов ХХI века и подготовить соответствующие рекомендации, имея в виду приоритетное использование политико-дипломатических методов».
«Одновременно они планируют провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире. В соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече в Лондоне 1 апреля, Россия и США планируют продолжить обсуждения, касающиеся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет», — говорится в документе.
Другие договоренности
По итогам переговоров объявлено о решении возобновить работу двусторонней комиссии по сотрудничеству, которую возглавят лично президенты двух стран (в 1990-е годы эту роль выполняли вице-президент Альберт Гор и премьер-министр Виктор Черномырдин). Обама и Медведев договорились работать над вступлением в силу российско-американского соглашения о сотрудничестве в области
мирного использования атомной энергии, процесс ратификации которого был приостановлен администрацией Джорджа Буша после прошлогодних событий на Кавказе, и подтвердили «намерение расширять и углублять взаимодействие с целью дальнейшего повышения уровня безопасности ядерных объектов по всему миру, в том числе путем использования высокообогащенного урана в гражданских целях и конверсии ядерных материалов».
Президенты подтвердили намерение совместно укреплять режим нераспространения оружия массового уничтожения и «расширить возможности по противодействию незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ на границах своих стран».
В тот же день председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен и начальник российского генштаба генерал Николай Макаров договорились о возобновлении сотрудничества между военными ведомствами двух стран, и подписали рабочий план на вторую половину 2009 года, предусматривающий проведение около 20 совместных учений и стажировку российских военных в академии в Уэст-Пойнте.
Кроме того, США и Россия восстанавливают в полном объеме деятельность совместной комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести в составе четырех рабочих групп — по Второй мировой войне, войнам в Корее и Вьетнаме, и «холодной войне», включая советскую военную операцию в Афганистане.
В Андреевском зале
Переговоры, проходившие сначала в узком составе (с участием министров иностранных дел и президентских помощников по внешней политике), а затем во составе делегаций, продолжались около четырех часов. Церемония подписания документов и пресс-конференция проходили в Андреевском (бывшем тронном) зале Большого Кремлевского дворца.
Пока свои подписи под планом военного сотрудничества и соглашением о транзите грузов для Афганистана ставили соответственно адмирал Маллен и генерал Макаров и главы внешнеполитических ведомств двух стран (Хиллари Клинтон, оставшуюся дома по состоянию здоровья, заменил ее заместитель Уильям Бернс), президенты о чем-то оживленно переговаривались без переводчика и обменивались улыбками.
Затем Обама и Медведев подписали декларации по СНВ, ПРО и урегулированию ситуации в Афганистане. Сразу же за этим началась совместная пресс-конференция.
Первым на правах хозяина взял слово Дмитрий Медведев, который заявил, что «состоялся очень полезный и очень открытый деловой разговор» и упомянул о «совместном лидерстве» России и США, от которого, по его мнению, «зависит решение многих мировых проблем».
Обама выступил короче. Он назвал состоявшийся диалог «очень продуктивным», но говорил не столько о философии российско-американских отношений, сколько о конкретных вопросах, бывших предметом обсуждения. В частности, он назвал Ближний Восток, Иран, Афганистан, Северную Корею и Грузию. По его словам, он высказал собеседника американскую позицию, которая состоит в том, что «территориальная целостность и суверенитет Грузии должны уважаться».
Отвечая на вопрос, доверяет ли он Дмитрию Медведеву, и кто, по его мнению, реально руководит Россией — Медведев или Путин — Обама назвал своего российского партнера «искренним и компетентным человеком». По поводу внутриполитической ситуации в России он ограничился замечанием, что, по его сведениям, российский президент и премьер «эффективно работают вместе» и «распределяют полномочия согласно российской конституции».
Президенты практически одинаково оценили ситуацию с нераспространением оружия массового уничтожения. Медведев признал, что «ситуация в мире меняется в худшую сторону в связи с появлением новых ядерных игроков», а Обама заявил, что «у России и США существует единая оценка рисков».
ПРО: продолжение диалога
Отвечая на вопрос об отношении к проблеме ПРО, Медведев сказал, что не считает создание глобальной систему противоракетной обороны вредным и бесполезным делом, и настаивает лишь на том, чтобы ее конфигурация учитывала интересы и озабоченности России.
«Мы прекрасно понимаем, что количество угроз, в том числе угроз, связанных с баллистическими ракетами, ракетами средней дальности, к сожалению, не уменьшается, а растет, и нам нужно всем подумать, какую конфигурацию могла бы иметь глобальная система противоракетной обороны», — заявил он.
Ранее российские представители называли американские опасения в связи с потенциальными ракетными угрозами, исходящими от Ирана и Северной Кореи лицемерием или паранойей, а Владимир Путин однажды посоветовал США размещать объекты ПРО на Луне. Медведев назвал «шагом вперед» нынешнюю позицию США, которые «взяли паузу и проводят обследование этой ситуации».
Обама, со своей стороны, видит решение проблемы во взаимодействии с Россией в оценке рисков и выработке контрмер, которое развеяло бы опасения Москвы. По его словам, он не думает, что имело бы смысл увязывать проблемы СНВ и ПРО, поскольку невозможно представить такую систему противоракетной обороны, которая смогла бы обесценить «могучий российский ядерный потенциал».
Первое рукопожатие двух президентов в Москве. На саммит возлагают надежды относительно «перезагрузки» двусторонних отношений.
Привычный поворот лицом к прессе...
Но никто не забывает о сложности диалога.
Дискуссии начались «без разведки».
По приезде в Москву Барак Обама возложил венок к могиле Неизвестного солдата.
Президент Обама и солдаты почетного караула.
Президентская охрана за работой.
Парадность первой встречи постепенно уступает место заботам, ясно выраженным на лицах сопровождающих.
Рукопожатия и улыбки могут быть вполне искренними, но повестка у каждого своя.
Дата поста: 6 июля 2009 года